| |
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Утверждена на методическом совете
Протокол № _______ от _________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по ИНФОРМАТИКЕ
Руководитель: Усиков Александр Яковлевич
Могилев
2005
Пояснительная записка.
Информатика
как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний,
которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном
обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является
образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая
общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и,
следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа
современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к
полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной
жизни.
В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и
углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего
времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы,
разработанной преподавателем кружка, приблизить обучение к реалиям современной
жизни.
Программа предназначена для
учащихся VI-XI классов.
Программа рассчитана на 216 часа (2 часа 3 раза в неделю – первый год обучения и
3 часа по два дня в неделю – второй и третий годы обучения).
Тип программы – индивидуальный.
Срок реализации – 3 года.
Цель программы.
· дать
учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о
широком использовании алгоритмов и вычислительной техники в научных
исследованиях;
·
сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средством решения
практических задач;
· подготовка
учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически
развитого общества;
· создание
условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный
процесс школы.
· реализовать
в наиболее полной мере возрастающий интерес учащихся к углубленному изучению
программирования через совершенствование их алгоритмического и логического
мышления;
· обеспечить
предпрофессиональную подготовку учащихся с ориентацией на целый ряд вузовских
специальностей, углубленно изучающих методы решения задач и программирование;
· раскрыть
основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры с
помощью языка программирования Pascal.
· освоить
работу в основных офисных пакетах и базовых программах MS Windows.
Задачи.
·
формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике,
обществе;
·
формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии
общества и в изменении характера труда человека;
·
формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи
информации;
·
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в
широком смысле;
·
формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
·
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в
качестве средства для решения практических задач.
Реализация
этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на
мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира,
развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления,
подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Организационные условия реализации программы.
Программа рассчитана на детей в
возрасте от 11 до 18 лет, получивших начальное образование и обладающих
характерным для данного возраста уровнем развития.
Срок реализации программы – 3
года. Занятия первого года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2
академических часа. Общее количество часов – 216. Занятия второго и третьего
года обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. В каждой
группе занимается по 10 человек (это обусловлено наличием 10 компьютерных
рабочих мест в кружке).
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении
материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по
разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей.
Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается
повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает
через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на
занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности –
для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как
занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни
свободного творчества.
Ресурсное обеспечение:
Согласно
Письма Министерства образования от 13.07.2005 №21-06-15/173:
«Во исполнение мероприятий
республиканской программы «Информатизация системы образования» рекомендуем
осуществлять закупку компьютерного оборудования, поставляемого в учреждения
образования в 2005 году, с учетом прилагаемых Минимальных требований к
конфигурации компьютерной техники».
Минимальные
требования к конфигурации компьютерной техники, поставляемой в учреждения
образования в 2005 году должно быть следующим.
№ п/п
|
Наименование
|
Характеристики
|
Кол-во
|
1
|
Персональный компьютер
(для комплектации рабочего места
учащегося)
|
Процессор
|
Intel Celeron 2.0
|
|
|
Память
|
256 Mb
|
|
|
Видео
|
on board, 64 Mb
|
|
|
Звуковая
карта
|
on board
|
|
|
НГМД
|
3,5”, 1,44 Mb
|
|
|
Жесткий диск
|
80 Gb
|
|
|
Монитор
|
17", плоский, имеющий сертификат РБ
|
|
|
Клавиатура
|
Rus/Lat, Win/98, PS/2
|
|
|
Мышь
|
Optical, PS/2 & Pad
|
|
|
Сетевая
карта
|
on board Ethernet 10/100 Mbps
|
|
|
CD ROM
|
50x и более
|
не менее 50% от общего числа рабочих мест
|
|
Наушники, микрофон
|
|
|
2
|
Персональный компьютер
(для комплектации рабочего места учителя)
|
Процессор
|
Intel Pentium 4 2.4 ГГц
|
1
|
|
Память
|
512 Mb
|
|
|
Видео
|
AGP 64 Mb DDR +TV Out
|
|
|
НГМД
|
3,5”, 1,44 Mb
|
|
|
Жесткий диск
|
80 Gb
|
|
|
Звуковая
карта
|
on board
|
|
|
Монитор
|
15" LCD, 1280 x 1024
|
|
|
Клавиатура
|
Rus/Lat, Win/98, PS/2
|
|
|
Мышь
|
Optical, PS/2 & Pad
|
|
|
Сетевая
карта
|
on board Ethernet 10/100
Mbps
|
|
|
CD-ReWriter+DVD
|
52x/24x/52x/16
|
|
|
Колонки
|
|
|
|
Наушники,
микрофон
|
|
|
|
Web-камера
|
Sweex Webcam USB 2.0, 1280x960,
1.3 г.
|
|
|
Презентационная и оргтехника
|
Принтер
лазерный А4
|
HP Laser Jet 10хх, кабель USB
|
1
|
|
Сканер
|
формат А4
|
1
|
|
Модем
|
|
1
|
|
Видеопроектор и экран
|
При его отсутствии в учебном заведении. Наличие
сертификата РБ обязательно.
|
1
|
|
Сетевое
оборудование
|
Kоммутатор
|
Неуправляемый 16-Port 10/100Mbps
|
Согласно схеме расположения ПК в
классе
|
|
Кабель-канал
|
|
|
Кабель UTP кат.5
|
|
|
Розетка кат. 5
|
|
|
Коннектор RJ 45
|
|
|
Патч-корд RJ 45-RJ 45
|
2м
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Персональный компьютер
(для оснащения рабочего места
руководителя учреждения образования, педагога-психолога, социального
педагога и др.)
|
Процессор
|
Intel Pentium
4 2.4 ГГц
|
1
|
|
Память
|
512 Mb
DDR PC 2700
|
|
|
Видео
|
AGP 64 Mb DDR +TV Out
|
|
|
НГМД
|
3,5”, 1,44 Mb
|
|
|
Жесткий диск
|
80 Gb
|
|
|
Монитор
|
15" LCD,
1280x1024
или 17" плоский
|
|
|
Клавиатура
|
Rus/Lat,
Win/98, PS/2
|
|
|
Мышь
|
Optical, PS/2 &
Pad
|
|
|
Сетевая карта
|
on board
Ethernet 10/100 Mbps
|
|
|
CD-ReWriter+DVD
|
52x/24x/52x/16
|
|
|
Звуковая карта
|
on board
|
|
|
Колонки
|
|
|
|
Наушники,
микрофон
|
|
|
|
Принтер лазерный А4
|
HP Laser Jet 10хх,
кабель USB
|
1
|
Кабинет
информатики ЦТТ не соответствует указанным выше требованиям. Нет ни одного
компьютера с указанной полностью конфигурацией, а половина компьютеров
значительно меньше требований. Тем не менее, учебный процесс, изложенный
программой, компьютеры обеспечивают.
В кабинете
имеются комплекты учебных пособий: «Практическая информатика» под редакцией
Симонович С. В., «Практические занятия Excel» под редакцией Николаева Е. А.,
«Практические занятия Word» под редакцией Е. А. Николаева. А также мои
методические разработки по изучению программирования на Turbo
Pascal и другие разработки по проверке и тестировании полученных детьми
знаний.
Кабинет
информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Учебно-тематический план
Учебная
программа
первого года обучения:
Учебная программа первого года обучения разбита на
следующие этапы:
-
Первоначальные сведения о предмете.
-
Основы работы с MS Windows.
-
Настройки MS Windows.
-
Проводник и файловые менеджеры.
-
Обучение работе со стандартными программами MS
Windows.
-
Работа с пакетом MS Office. Текстовый процессор
Microsoft Word.
-
Работа с пакетом MS Office. Электронные таблицы
Microsoft Excel.
-
Требования безопасности работы на ЭВМ.
Тема.
|
Общее
количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Первоначальные сведения о предмете.
|
8
|
5
|
3
|
Основы работы с MS Windows.
|
15
|
10
|
5
|
Настройки MS Windows.
|
8
|
4
|
4
|
Проводник и файловые менеджеры.
|
10
|
4
|
6
|
Обучение работе со стандартными программами MS
Windows.
|
30
|
10
|
20
|
Работа с пакетом MS Office. Текстовый процессор
Microsoft
Word. Структура окна Word и его
элементы. Управление документами. Набор, редактирование и оформление
документов. Использование шрифтов. Работа с блоками. Форматирование
абзацев. Создание таблиц, списков и их оформление. Сортировка записей.
Вставка объектов в документ. Работа с редактором формул. Подготовка
документов к печати. Орфография. Слияние документов. Операции отмечания
и нумерации. Стиль, колонтитулы. Формирование страницы. Многоколонная
верстка. Печать документов.
|
70
|
20
|
50
|
Работа с пакетом MS Office. Электронные таблицы
Microsoft Excel. Назначение и возможности
Excel. Рабочий лист Excel и его элементы. Панели инструментов. Выделение
фрагментов в таблице. Ввод текста, чисел и формул в таблицу и их
редактирование. Изменение размеров ячеек. Операции с фрагментами
таблицы. Обработка данных и расчеты в таблицах. Абсолютная,
относительная и комбинированная адресация. Операции и функции,
выполняемые над данными при работе с Excel. Оформление таблиц. Вывод
таблиц на экран и принтер. Построение диаграмм и графиков по данным в
таблицах и их редактирование. Моделирование с использованием табличных
процессоров.
|
70
|
20
|
50
|
Требования безопасности работы на ЭВМ.
|
5
|
3
|
2
|
Итого:
|
216
|
76
|
140
|
Учебная
программа
второго года обучения:
Учебная программа второго года обучения разбита на
следующие этапы:
-
Основы программирования в системе Turbo
Pascal.
-
Интегрированная среда системы Turbo Pascal.
-
Простые операторы. Структурные операторы.
-
Понятие процедур и функций пользователя.
-
Порядок организации пользовательских процедур и
функций.
-
Обработка символьной и строковой информации.
-
Запись как структурированный тип данных.
-
Графика в системе turbo
pascal.
-
Составление программ на языке Turbo
Pascal.
Тема.
|
Общее
количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Основы программирования
в системе Turbo Pascal. Структура программы на
языке Pascal: заголовок; раздел описания модулей; разделы описания
меток, констант, типов данных, переменных; раздел описания процедур и
функций; раздел операторов; комментарии.
|
10
|
5
|
5
|
Интегрированная среда
системы Turbo Pascal. Работа с экранным редактором, отладка и компиляция
программы, запуск программы на выполнение. Базовые элементы языка
Pascal: буквы, цифры, специальные символы, идентификаторы; константы и
переменные; целый и вещественный типы данных; символьный, булевый,
интервальный и структурированный типы данных; арифметические и булевые
выражения и операции; операции отношений. Процедуры ввода и вывода.
Арифметические функции.
|
15
|
5
|
10
|
Простые операторы.
Структурные операторы: составной оператор, условные операторы if, case;
операторы повторения for, repeat, while. Программирование алгоритмов с
ветвлениями и повторениями.
|
30
|
10
|
20
|
Понятие процедур и функций пользователя. Правила записи процедур и
функций. Вызов процедур и функций. Программирование с использованием
процедур и функций.
|
25
|
10
|
15
|
Порядок организации
пользовательских процедур и функций. Раздел описания таких процедур и
функций в программе. Глобальные и локальные, фактические и формальные
параметры. Метод накапливающего параметра. Построение алгоритмов методом
последовательной детализации. Основные принципы структурного
программирования. Прямая и косвенная рекурсия. Рекурсивные подпрограммы.
|
25
|
10
|
15
|
Обработка символьной и строковой информации.
Строковый и символьный
типы данных. Процедуры и функции обработки строк и символов.
Моделирование процессов обработки текстовой информации: поиск, удаление,
преобразование и замена.
|
20
|
5
|
15
|
Запись как
структурированный тип данных. Способы описания записей. Оператор
присоединения with. Предопределенные записи. Программирование алгоритмов
с использованием записей. Модуль System. Текстовые и типизированные
файлы. Процедуры и функции работы с текстовыми и типизированными
файлами: порядок организации связи с файлом, открытие и закрытие файла,
чтение и запись информации. Прямой и последовательный доступ к записям
файла. Программирование алгоритмов с использованием данных из файлов.
|
25
|
10
|
15
|
Графика в системе
Turbo
Pascal.
Модуль Graph.
Инициализация графического режима. Основные процедуры вывода графической
информации: процедуры очистки экрана, построения точки и отрезка;
построение графиков функций. Процедуры построения прямоугольника, дуги и
окружности, эллипса. Вывод текста. Работа с цветом: процедуры установки
и изменения цвета, закраска области, построение гистограмм.
Мультипликация. Структура программ, осуществляющих движение рисунков.
Построение рисунков, имеющих движущиеся элементы.
|
30
|
10
|
20
|
Составление программ на языке
Turbo Pascal.
|
36
|
6
|
30
|
Итого:
|
216
|
71
|
145
|
Учебная
программа
третьего года обучения:
Учебная программа третьего года обучения разбита на
следующие этапы:
-
Введение и общее представление о предметах третьего
года обучения.
-
Система управления базами данных MS Access.
-
Составление презентаций в Microsoft
PowerPoint.
-
Растровый редактор Photoshop.
-
Векторный редактор Color Draw.
Тема.
|
Общее
количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Введение и общее представление о предметах третьего
года обучения.
|
6
|
6
|
0
|
Система управления базами данных MS Access.
История создания и назначение СУБД MS Access.
Основные компоненты и команды меню СУБД Access. База данных MS Access
как совокупность средств обработки информации. Создание базы данных.
Создание реляционных таблиц в режимах конструктора, мастера и таблиц.
Ввод данных в таблицу и их редактирование. Модификация структуры
таблицы. Поиск и замена данных в таблице. Сортировка данных и
использование фильтров. Создание форм и отчетов с использованием мастера
и конструктора.
|
30
|
10
|
20
|
Составление презентаций в
Microsoft PowerPoint. Интерфейс, меню, панели инструментов.
Шаблоны и разметка слайдов. Маркированный список. Диаграмма. Навигация
по презентации. Создание текстовых слайдов. Добавление и форматирование
диаграмм. Круговые диаграммы. Схемы. Таблицы. Графические объекты.
Импорт и работа с графическими объектами. Сортировщик слайдов. Показ
слайдов. Анимация. Использование аудио и видео эффектов. Показ
презентаций. Печать презентаций.
|
40
|
10
|
30
|
Растровый редактор Photoshop.
Знакомство с редактором. Инструменты выделения. Работа со слоями. Маски
и каналы. Компоновка изображения. Градиент. Работа с текстом. Техника
работы со слоями. Рисование и редактирование. Спецэффекты. Фильтры.
Работа с контурами. Коллаж.
Коррекция тона и цвета. Ретуширование фотографий.
|
70
|
20
|
50
|
Векторный редактор Color Draw.
Введение. Знакомство с редактором. Состав изображений. Линии. Текст.
Объекты. Заливки. Обводка контуров. Отображение рисунка на экране.
Упорядочение объектов. Совокупности объектов. Огибающие и деформации.
Перспектива, тени и экструзия. Клоны, символы, пошаговые переходы и
ореолы. Линзы. Прозрачность и фигурная обрезка. Размещение текста на
траектории. Точечные изображения и коллажи. Вывод иллюстрации.
|
70
|
20
|
50
|
Итого:
|
216
|
66
|
150
|
Содержание
программы
Содержания программ по годам
обучения см. в приложениях 1-3.
После завершения курса первого года обучения
воспитанники должны знать:
-
Принципы работы ЭВМ;
-
Основные понятия и составные части ЭВМ;
-
Владеть основными компьютерными терминами и понятиями;
-
Методы настройки Windows;
-
Методы навигации;
-
Основные тенденции развития ЭВМ и её историю;
-
Принципы защиты ЭВМ от компьютерных вирусов;
-
Структуру окна
Word и назначение его основных элементов; порядок набора, редактирования,
оформления и печати документа.
-
Возможности Excel;
назначение основных элементов рабочего стола и панели инструментов; основные
операции над фрагментами и таблицами; функции и операции, производимые над
данными; порядок оформления и вывода таблиц и диаграмм.
После завершения курса первого года обучения
воспитанники должны уметь:
-
Самостоятельно включать и выключать ЭВМ;
-
Использовать программы навигации («проводник» и
основные файловые менеджеры);
-
Производить запись информации на сменные носители.
-
Использовать базовые программы MS Windows;
-
Производить поиск информации и её сортировку;
-
Использовать основные антивирусные пакеты.
-
Производить операции архивирования и разархивирования
информации.
-
Загрузить
текстовый процессор; управлять документами (создавать, сохранять, открывать,
закрывать и сливать документы); набирать документы; использовать различные
шрифты и устанавливать для них параметры; работать с блоками (выделять,
копировать, перемещать, удалять); форматировать абзацы; создавать таблицы и
списки и оформлять их; сортировать записи; вставлять объекты в документ с
помощью буфера обмена (Clipboard), механизма OLE, экспорта и импорта файлов
через конвертор; создавать формулы в редакторе формул; готовить документы к
печати и печатать документы.
-
Загружать
изучаемое программное средство Excel;
вводить текст, числа и формулы в таблицу и редактировать их; выделять
фрагменты в таблице и выполнять основные операции над фрагментами
(перемещать, копировать, заполнять, удалять, очищать); изменять размеры
ячеек; применять необходимые операции и функции при расчетах и обработке
данных; использовать абсолютную, относительную и комбинированную адресацию;
оформлять таблицу; строить и редактировать диаграммы по данным в таблице;
выводить таблицу на экран и принтер;
-
Использовать
табличные процессоры для моделирования и прогнозирования процессов из
различных предметных областей.
После завершения курса второго года обучения
воспитанники должны знать:
-
Принципы работы компилятора Turbo
Pascal;
-
Основные понятия алгоритмизации;
-
Владеть основными терминами и понятиями
программирования;
-
Операторы и функции Turbo Pascal;
-
Принципы построения циклов;
-
Принципы работы компилятора Turbo
Pascal;
-
Основные компоненты Turbo Pascal
-
Основные понятия объектно-ориентированного
программирования;
-
Владеть основными терминами и понятиями
программирования в визуально-графической среде;
-
Операторы и функции Turbo Pascal;
После завершения курса второго года обучения
воспитанники должны уметь:
-
Использовать и настраивать оболочку
Turbo Pascal.
-
Самостоятельно составлять простейшие программы на
языке Pascal.
-
Использовать трассировку программ;
-
Составлять блок-схемы алгоритмов.
-
Использовать и настраивать оболочку.
-
Использовать трассировку программ;
-
Составлять блок-схемы алгоритмов.
-
Составлять программы с применением графических и
звуковых компонентов.
После завершения курса третьего года обучения
воспитанники должны знать:
-
смысл понятий «база
данных», «система управления базой данных», «запись», «поле»; назначение и
возможности систем управления базами данных; понятие о структуре базы
данных, типы полей в базах данных.
· назначение
MS Access, основные компоненты и команды меню; содержание понятий “база данных”
и “таблица”; типы полей в записях таблицы и их назначение.
-
смысл понятия «графическая
информация»; назначение графического редактора и основы работы с ним;
назначение основных операций редактирования изображения.
· Кодирование
графической информации в компьютере. Растровая и векторная графика. Типовые
задачи обработки графической информации.
· Программы
обработки графической информации и их использование.
· понятия
«растровая графика», «пиксель», «векторная графика», «направленный
отрезок–вектор»; типовые задачи обработки графической информации, кодирование
графической информации.
· назначение
основных инструментов создания и редактирования изображений; понятие трансформа,
возможности выделения изображения в растровой графике и его трансформирования;
понятие «слой»; операции со слоями.
· назначение
основных инструментов рисования и редактирования изображений векторной графики,
средства выделения объектов и изменения трансформ; понятия «служебные слои» и
«слои-маски».
После завершения курса третьего года обучения
воспитанники должны уметь:
·
Базы данных, системы управления базами данных. Типовые задачи
обработки информации в базах данных. Информационно-поисковые системы.
·
Структура базы данных. Поиск и сортировка. Вывод информации
из базы данных.
-
загружать базу данных;
осуществлять поиск и сортировку информации в базе данных, выводить базу
данных.
· Кодирование
графической информации в компьютере. Растровая и векторная графика. Типовые
задачи обработки графической информации.
· запускать
графический редактор, создавать и редактировать изображения; выполнять операции
над фрагментами; выполнять надписи на изображении; сохранять и загружать
изображения
· решать
типовые задачи обработки графической информации.
· создавать,
закрашивать и редактировать простейшие растровые графические изображения;
выделять, перемещать и копировать графические изображения и трансформировать
изображения; выполнять операции со слоями; применять к графическому изображению
фильтры.
· создавать,
закрашивать и редактировать простейшие векторные графические изображения;
создавать и редактировать символы; выделять, перемещать и копировать графические
объекты; создавать трансформы, выполнять операции со слоями.
Методические
условия реализации программы
Технологии и формы обучения и воспитания
-
теоретические занятия;
-
практические занятия;
-
экскурсии;
-
свободное творчество.
-
Формы и методы отслеживания промежуточного результата:
-
зачетные занятия;
-
контрольные работы,
-
тестирование.
При проведении занятий
используются три формы работы:
·
демонстрационная, когда ученики слушают объяснения учителя и наблюдают за
демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
·
фронтальная, когда ученики синхронно работают под управлением учителя;
·
самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение части
занятия или нескольких занятий.
Ссылки на учебно-методическую и программную литературу,
используемую для подготовки настоявшей ПРОГРАММЫ, постановления Совета
Министров Республики Беларусь.
1.Постановление Совета Министров Республики
Беларусь 29.01.1998 № 129 (в редакции постановления Совета Министров Республики
Беларусь 22.03.2002 № 366)
2.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
3.
Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования
Республики Беларусь»
Во
исполнение мероприятий республиканской программы «Информатизация системы
образования» рекомендуем осуществлять закупку компьютерного оборудования,
поставляемого в учреждения образования в 2005 году, с учетом прилагаемых
Минимальных требований к конфигурации компьютерной техники.
4. Приложение к
республиканской программе «Информатизация системы образования» (в редакции
постановления Совета Министров Республики Беларусь 17.06.2004 № 724)
5. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО
ИНФОРМАТИКЕ НА 2004/2005 УЧЕБНЫЙ ГОД
6.
ИНФОРМАТИКА
для школ (классов) с углубленным уровнем изучения математики
X—XI КЛАССЫ (136 ч)
(Ю. А.
Быкадоров, А. Т. Кузнецов, А. И. Шербаф)
7.
ИНФОРМАТИКА для школ (классов) экономического профиля
X–XI классы (136 часов) (Н.И. Шалагинова)
8. ИНФОРМАТИКА
для школ (классов) с углубленным и повышенным уровнями изучения информатики
Х—ХI КЛАССЫ
(204/136 ч)
(А. И. Павловский,
П. Л. Гращенко, А. Е. Пупцев)
9. ИНФОРМАТИКА
для школ (классов) с углубленным уровнем изучения информатики
VIII—IX КЛАССЫ
(204 ч)
(Ю. А. Быкадоров, И. А.
Волков, В. М. Котов, А. Т. Кузнецов, Д. И. Пунько, А. И. Хаританович)
10.
ИНФОРМАТИКА
для школ (классов) с углубленным и повышенным уровнем изучения информатики
X—XI КЛАССЫ (204/136 ч)
(В. М. Котов, О. И. Мельников)
11. «ИНФОРМАТИКА»
IX-X КЛАССЫ
экспериментальная программа для учреждений,
обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с
12-летним сроком обучения с повышенным уровнем изучения предмета
(авторы
составители: А.Е.Пупцев, А.Г.Огейко, А.А.Морозов)
Литература для педагога и воспитанников
-
Практическая информатика: Учебное пособие для средней
школы. Универсальный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.
-
Microsoft Excel: Практ.задания: Пособие для учащихся
общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. /Е. А. Николаева, И. Б. Градобаева. –
Мн.: Аверсэв, 2004.
-
Microsoft Word: Практ.задания: Пособие для учащихся
общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. /Е. А. Николаева, И. Б. Градобаева. –
Мн.: Аверсэв, 2004.
-
Турбо паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное
пособие./Фаронов В. В. –М.: «Нолижд», 1997.
-
Быкадоров Ю.А.,
Кузнецов А.Т. Информатика, 8-9 классы. Мн.: Народная асвета, 2000, 2001,
2002.
-
Павловский А.И. и др.
Информатика, 11 класс. – Мн.: Народная асвета, 2001.
-
Павловский А.И. и др.
Информатика, 10 класс. – Мн.: Народная асвета, 2000.
-
Быкадоров Ю.А. и др.
Информатика и вычислительная математика, 10-11 классы. – Мн.: Народная
асвета, 2000.
-
Котов В.М., Мельников О.И.
Информатика: Методы алгоритмизации, 10-11 классы. – Мн.: Народная асвета,
2000.
-
В 2005/2006 учебном году рекомендуются
для использования следующие методические и дидактические разработки:
-
Левкович С.В., Белявская
В.А. Тематический контроль по базовому курсу «Информатика, 8-9 классы». –
Мн.: Сэр-Вит, 2004.
-
Павловский А.И., Пупцев
А.Е. Дидактические материалы по информатике. 10 класс. – Мн.: Народная
асвета, 2004.
-
Пупцев А.Е. Информатика.
11 класс. Самостоятельные, контрольные и практические работы. – Мн.: Аверсэв,
2003.
-
Градобаева И.Б., Николаева
Е.А. Word. Практические задания. – Мн.: Аверсэв,
2003.
-
Градобаева И.Б., Николаева
Е.А. Excel. Практические задания. – Мн.: Аверсэв,
2003.
-
Градобаева И.Б., Николаева
Е.А. Access. Практические задания. – Мн.: Аверсэв,
2003.
-
Левкович О. А. и др.
Основы компьютерной грамотности – Мн.: ТетраСистемс, 2004.
-
Гурский Ю. А. и др. Трюки
и эффекты в ColerDraw 11 – СПб.: Питер, 2004.
-
Рик Альтман
PowerPoint 2003 – М.: LVR
Пресс, 2004.
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждаю:
__________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружка по ИНФОРМАТИКЕ:
"КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
и МУЛЬТИМЕДИА"
Утверждена на педагогическом совете
Протокол № _______ от _________
Руководитель кружка:
Усиков Александр Яковлевич
Могилев
2006
Пояснительная записка.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится
одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к
жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является
образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая
общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и,
следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа
современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к
полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной
жизни.
В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и
углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего
времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы,
разработанной преподавателем кружка, приблизить обучение к реалиям современной
жизни.
Известно, что любые объемы информации человек лучше усваивает, когда
она поступает через канал зрения. Причина кроется в осенностях человеческой
психики и физиологии. В силу этих особенностей рассматриваемые изображения очень
быстро анализируются, моментально ассоциируются с накапливаемыми в течении всей
жизни образами и распознаются намного выше, чем при анализе информации,
поступающей, например, по слуховому каналу. Поэтому доля графических данных в
профессиональной деятельности любого рада неуклонно растет. Следовательно,
требуются и средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно
использовать эти средства.
Настоящая учебная программа реализует современные требования по изучению
профессиональных графических пакетов. При успешном ее освоении учащиеся могут
рассчитывать на работу в дизайнерских студиях средней категории.
Настоящая программа предназначена
для учащихся VI-XI классов.
Программа представлена в двух вариантах на 216 часа и 108 часов (3 часа 2 раза в
неделю и 3 часа 1 раз в неделю). Количество учащихся в группе должно
соответствовать числу компьютеров в кабинете.
Тип программы
– индивидуальный, создана на основе учебно-методической литературы (см. раздел –
рекомендуемая литература).
Срок реализации
– 1 год.
Цель.
Сформировать у
учащихся умения владеть компьютером как средства решения практических задач
связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной
жизни и работе в условиях технологически развитого общества путем обеспечения
предпрофессиональной подготовке с ориентацией на углубленное изучение методов и
приемов современного дизайна;
Задачи.
·
формирование знаний о роли информационных процессов в живой
природе, технике, обществе;
·
формирование знаний о значении информатики и вычислительной
техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
·
формирование знаний об основных принципах работы компьютера,
способах передачи информации;
·
формирование знаний об основных этапах информационной технологии
решения задач в широком смысле;
·
формирование умений моделирования и применения его в разных
предметных областях;
·
формирование умений и навыков самостоятельного использования
компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Реализация
этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на
мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира,
развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления,
подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Организационные
условия реализации программы.
Программа рассчитана на детей в
возрасте от 11 до 18 лет, получивших начальное образование и обладающих
характерным для данного возраста уровнем развития.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении
материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по
разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей.
Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается
повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает
через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на
занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности –
для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как
занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни
свободного творчества.
Кабинет
информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям
материального и программного обеспечения .
Кабинет
информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план кружка информатики:
«КОМПЬЮТЕРНАЯ
ГРАФИКА и МУЛЬТИМЕДИА».
Первый год обучения.
-
Набор детей в кружки. Рекламная акция кружка. –
6 часов.
-
Организационное занятие. Первоначальные
сведения о предмете. Техника безопасности. – 3
часа.
-
Стандартная программа Windows
– Paint – 9 часов.
Программные средства для работы с графикой. Графический редактор
Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование.
Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей.
Исполнение надписей. Изменение масштаба просмотра. Изменение размера
рисунка. Сохранение рисунка. Операции с цветом. Работа с объектами. Выбор
фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание
объектов. Технология OLE. Вставка графического
объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение. Закрепление
пройденного. Выполнение практических заданий. 9 часов.
-
Графические возможности MS Word
– 12 часов. Работа с растровыми и графическими объектами.
Внедрение рисунков. Операции с внедренным рисунком. Перемещение рисунка.
Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка. Создание
рисунка Paint внутри документа
Word. Автофигуры. Объект WordArt. Рисование
схем и диаграмм с помощью таблиц Word. Рисование
схем и диаграмм с помощью механизма создания "надписей". Выполнение
практических заданий.
-
Теория графики – 6 часов. Цифровое изображение.
Растровое и векторное изображения. Оцифровка. Кодирование тона.
Индексирование цвета. Суммирование цифровых составляющих. Цветовые модели.
Монохромные модели. Полноцветные модели: RGB,
Lab, HSB,
CMYK. Система управления цветом. Параметры
растровых изображений. Классификация компьютерной графики. Сканеры. Цифровые
фотокамеры и видеокамеры. Фреймграбберы. Хранение и обработка цифрового
изображения. Типовые форматы файлов: GIF,
JPEG, PNG-8,
PNG-24. Визуализация цифровых изображений:
мониторы, видеопроекторы, проекционные панели, принтеры, плоттеры.
-
CorelDraw. Установка
приложения. Рабочая среда и интерфейс пользователя. – 3 часа.
-
Основы работы в CorelDraw.
Объектно-ориентированный подход. Создание нового документа. Открытие и
закрытие документа. Сохранение документа. Изменение
параметров страницы и едениц измерения. – 3 часа.
-
Состав изображений. Прямоугольники. Эллипсы.
Многоугольники. Звезды. Спирали. Сетки. Стандартные фигуры. – 9 часов.
-
Линии. Модель кривой. Точки излома. Сглаженные
узлы. Симметричные узлы. Замкнутые и разомкнутые линии. – 3 часа.
-
Линии и инструмент FreeHand
и Bezier. Построение от руки.
Использование инструментов. – 3 часа.
-
Линии переменной ширины и инструмент
Artistic Media. Режимы каллиграфии, заготовки,
кисти, распылителя. Пристыкованное окно инструмента.–
3 часа.
-
Элементы чертежей и схем. Размерные линии.
Простановка размеров. Выносные линии. Соединительные линии. Упражнения. –
6 часов.
-
Текст. Фигурный текст. Атрибуты. Создание
блока. Ввод, редактирование и форматирование фигурного текста. – 3 часа.
-
Текст. Простой текст. Создание и редактирование
простого текста. Создание цепочки связанных рамок. Обтекание текстом.
Атрибуты текста и шрифта. Атрибуты абзаца. Табуляции. Колонки текста.
Эффекты. Маркированный список. Настройка буквицы. Приемы работы с простым
текстом. Взаимное преобразование фигурного и простого текстов. – 9
часов.
-
Объекты. Манипулирование объектами.
Выделение объектов. Выделение с помощью указателей и вспомогательные приемы.
Размещение. Размещение с помощью пристыкованного окна
Transformation. Скос, суперсдвиг и микросдвиг. Копирование и
дублирование. – 3 часа.
-
Растяжение и сжатие. Назначение точных
размеров. Масштабирование и отражение. Поворот. Скос. Блокировка.
Упражнения. Преобразования блоков текста. Инструменты изменения формы
объектов.– 6 часов.
-
Инструмент Shape и
манипулирование узлами кривых. Выделение узлов. Перетаскивание
направляющих точек узла. Перемещение узлов. Редактирование узлов. Добавление
и удаление узлов. Сглаживание кривой. Разъединение кривой, соединение узлов
и замыкание. Растяжение, сжатие и поворот узлов. Симметричное смещение
узлов. Замыкание кривой. Разъединение ветвей. Выравнивание узлов. Эластичный
сдвиг узлов. Упражнения. – 6 часов.
-
Инструмент Shape и
текстовые объекты. Корректировка расстояний между смежными символами,
словами, строками. – 3 часа.
-
Инструмент Smudge.
Инструмент Crop. Инструмент
Knife. Разрезание объектов.
Упражнения. – 3 часа.
-
Инструмент Eraser.
Инструмент Virtual segment delete. Упражнения.
– 3 часа.
-
Заливки. Цветные палитры и модели цвета.
Монохромные изображения. Планшетная печать. Офсетная печать. Воспроизведение
на экране. – 3 часа.
-
Однородные заливки. Заливка по умолчанию. Выбор
цвета с помощью экранной палитры. Выбор цвета заливки в диалоговом окне
Uniform Fill, в окне Color.
– 3 часа.
-
Применение инструментов
Eyedropper и Paintbucket. Инструмент
Smart Fill. Панель атрибутов для назначения и
изменения однородной заливки. – 3 часа.
-
Специальные заливки. Градиентные и сетчатые
заливки. Упражнение – растушевка цилиндра. – 3 часа.
-
Инструмент Interactive Fill
и диалоговое окно Fountain Fill.
Сетчатые заливки. Упражнения. – 3 часа.
-
Заливка узором. Заливка двуцветным узором.
Упражнение – имитация кирпичной клади. Заливка цветным узором. Заливка
точечным узором. Заливка растром PostScript.
Текстурные заливки. Упражнения. – 3 часа.
-
Обводка контуров. Параметры контуров. Толщина.
Вид. Завершители. Узлы. Наконечники. Цвет. Перо контурной линии. Варианты
расположения заливки и контура объекта. Изменение толщины линии при
перемещении объекта. – 3 часа.
-
Инструменты задания параметров контура.
Процедура назначения параметров контура. Способы копирования параметров
контура. Упражнения. – 3 часа.
-
Отображение рисунка на экране. Режимы отображения.
Масштабирование и прокрутка. Инструмент Zoom,
панели его атрибутов и инструментов. Инструмент Hand.
Диспетчер видов. – 3 часа.
-
Упорядочивание объектов. Использование линеек.
Координатные сетки. Направляющие. Упражнения. – 3 часа.
-
Выравнивание объектов. Упражнения. – 3 часа.
-
Распределение объектов. Упражнения. – 3 часа.
-
Стопка и слои объектов. Упражнения. – 3 часа.
-
Диспетчер видов. Работа со слоями и объектами.
– 3 часа.
-
Операции с несколькими объектами. Группирование
и разгруппирование. Соединение и разъединение. Маски и маскирование. – 3
часа.
-
Объединение, пересечение, исключение. Разрезы и
надрезы на объектах. Упрощенное исключение для пересекающихся объектов.
Преобразование объектов в кривые. Упражнения. – 6 часов.
-
Огибающие и деформации. Добавление, удаление,
копирование, редактирование огибающей. Перемещение узлов огибающей.
Редактирование узлов и сегментов огибающей. Модификация формы объекта при
помощи огибающих. Упражнения. – 6 часов.
-
Деформация.
Инструмент Interactive Distortion. Деформация
Push and Pull. Деформация
Zipper. Деформация Twister. Инструмент
Roughen Brush. Упражнения. – 6 часов.
-
Перспектива. Тени. Инструмент
Interactive Shadow. – 3 часа.
-
Экструзия объектов. Построение базового тела
экструзии. Добавление фасок. Заливка тел экструзии. Эффекты освещения.
Вращение тел экструзии. Упражнения. – 6 часов.
-
Клоны и клонирование эффектов. Особенности
поведения клонов. Клонирование эффектов. Упражнения. – 3 часа.
-
Стандартные фрагменты. Пошаговые переходы.
Составные и раздельные пошаговые переходы. Пошаговые переходы с незамкнутыми
управляющими объектами. Разделение пошаговых переходов. 6 часов.
-
Ореолы. Упражнения. – 3 часа.
-
Линзы. Преобразование линзы. Типы линз.
Полупрозрачная линза. Увеличительная линза. Режим
Viewpoint. Режим Frozen. Осветляющая линза.
Линза негативного изображения. Линза цветовой отсечки. Линза сложения
цветов. Линза полутонового монохроматического изображения. Линза теплового
портрета. Линза заказной палитры. Каркасная линза. Линза «рыбий глаз». –
6 часов.
-
Полупрозрачность и фигурная обрезка. Инструмент
Interactive Transparency. Построение линзы
прозрачности. Фигурная обрезка. Редактирование и извлечение содержимого
контейнера фигурной обрезки. Применение. Упражнения. – 6 часов.
-
Размещение текста на траектории. Вдоль
разомкнутой кривой и отделение от траектории. Настройка текста на
незамкнутой траектории. Размещение нескольких фрагментов текста на одной
траектории. Размещение текста вдоль замкнутой кривой. – 3 часа.
-
Пиксельные изображения и коллажи. Импорт
пиксельных изображений. Настройки цвета. Пиксельные эффекты. Преобразования
векторных объектов в пиксельные изображения. Преобразование пиксельных
изображений в векторные объекты. Автоматическая векторизация. Векторизация
вручную. Основные приемы коллажа. Упражнения. – 6 часов.
-
Вывод иллюстраций. Экспорт изображений в файл.
Экспорт в формат EPS. Экспорт в формат
PDF. Экспорт в форматы пиксельной графики. Вывод
изображений на печать. Выбор принтера и его настройка. Выбор части документа
для печати. Размещение на листе бумаги. Предварительный просмотр. –
3 часа.
-
Анимация в Corel R.A.V.E..
Интерфейс. Анимация объектов и символов. Редактирование объектов.
Изобразительные возможности. Создание интерактивных кнопок. Сохранение
анимации для Web. – 9 часов.
-
Практикум по CorelDraw и
Corel R.A.V.E..
Трюки и эффекты в CorelDraw – 15 часов.
-
Экскурсии. Техника безопасности. Участие в
республиканской акции:
«Живу ў Беларусі, і тым ганаруся».
Всего учебных
– 216 часов.
Руководитель кружка: _________ Усиков А. Я.
Литература для педагога и воспитанников.
1.
Левкович О. А. и др. "Основы компьютерной грамотности", Минск,
ТетраСистемс, 2005г.
2.
Николаева Е. А. и др. "Adobe Photoshop CS.
Практические задания". Пособие для школ, гимназий, лицеев. Минск, Аверсэв,
2006г.
3.
Рик Альтман и др. "Microsoft Office PowerPoint
2003", Москва, Питер, 2004г.
4.
"Microsoft PowerPoint версия 2002", Москва,
ЭКОМ, 2004г.
5.
Юрий Гурский. "Photoshop 7 трюки и эффекты",
Минск, Питер, 2005г.
6.
Топорков С. С. "Трюки и эффекты в Photoshop CS2",
Москва, ДМК, 2005г.
7.
Дмитрий Миронов. "CorelDraw X3 учебный курс",
Минск, Питер, 2006г.
8.
Юрий Гурский и др. "CorelDraw 11 трюки и
эффекты", Минск, Питер, 2005г.
9.
Татьяна Панкратова. "Flash MX 2004 учебный
курс", Минск, Питер, 2004г.
10.
Дмитрий Лещев. "Flash MX 2004 теория и
практика. Самоучитель", Минск, Питер, 2004г.
11.
Дмитрий Гурский и др. "Flash MX 2004 и
ActionScript 2.0. Обучение на примерах", Москва, Новое
знание, 2004г.
12.
Дмитрий Кирьянов. "Adobe
Premiere Pro. Самоучитель", Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2004г.
Примечание.
Перечисленная литература имеется у педагога в личной
библиотеке. Также имеется обширная дополнительная литература по теме программы в
электронном варианте.
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Утверждена на методическом совете
Протокол № _______ от _________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
по информатике
Руководитель: Лещёв Денис Валерьевич
Могилев
2005
Пояснительная записка.
В настоящее время
всё большее распространение получает компьютерная техника. Знания в этой области
необходимы практически каждому. Знание основных принципов работы на ЭВМ не
только повышает интеллектуальный уровень учащихся, но и стимулирует их к
дальнейшему самостоятельному изучению не только информатики, но и
физико-математических дисциплин.
Актуальность
программы состоит в том, что она готовит школьников к программно-технической
деятельности и позволяет более уверенно чувствовать себя при поступлении в
высшие учебные заведения. Если некоторые вопросы интересуют воспитанников больше
других, то по этим разделам проводятся дополнительные индивидуальные занятия.
Программой
предусмотрено индивидуальное творчество воспитанников в наиболее интересном для
них направлении.
Данная программа актуальна
для каждого, кто не имеет базовых навыков работы на ЭВМ. Программа может
применяться для факультативного (ускоренного) закрепления знаний последующих
годов обучения. Уровень новизны данной программы наиболее высокий, т. к.
развитие ЭВМ происходит безостановочно, а в программе могут быть задействованы
любые новые пакеты и версии ОС.
Цель программы
– создание благоприятных условий для развития творческих способностей,
математического и логического мышления.
Задачи:
Обучающие:
·
ознакомить воспитанников с
основными типами и принципами работы ЭВМ:
·
обучить основным принципам работы
на ЭВМ;
·
обучить основам алгоритмизации и
программирования;
·
обучить работе в ОС MS Windows;
·
обучить работе в основных офисных
пакетах;
·
обучить работе в базовых программах
MS Windows;
·
ознакомить с новинками IT
индустрии.
Развивающие:
·
развивать у детей элементы
технического мышления, изобретательность, творческой инициативы;
·
создать условия для саморазвития и
самореализации детей.
Воспитательные:
·
формировать чувства коллективизма,
взаимопомощи;
·
воспитывать волю, чувство
самоконтроля.
Организационные условия
реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 18 лет, получивших начальное
образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития.
Срок реализации программы – 3 года. Занятия первого года обучения проводятся 3
раза в неделю по 2 академических часа. Общее количество часов – 216. Занятия
второго и третьего года обучения проводяться 2 раза в неделю по 3 акадамических
часа.
В каждой группе занимается
по 10 человек (это обусловлено наличием 10 компьютерных рабочих мест в кружке).
Программа построена
на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей,
один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и
субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При
необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее
информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные
материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются
такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения
поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Ресурсное обеспечение:
·
Компьютерный класс, состоящий из 10
терминалов (рабочих мест учеников) на базе процессоров не ниже Celeron-1800,
оборудованных устройствами чтения/записи на сменные носители FDD и CD-R(RW),
НЖМД емкостью не менее 20 гигабайт, оперативной памятью не менее 128 мегабайт,
монитором соответствующим требованиям ТСО97 или старше, клавиатурой,
манипулятором типа «мышь», звуковой картой в комплекте с наушниками с
микрофоном, видеокартой с объёмом памяти не менее 64 мегабайт (на один
терминал), связанных между собой и компьютером преподавателя серью через хаб или
свич.
·
1 терминала (рабочее место учителя)
на базе процессора не ниже Pentium4-2400, оборудованных устройствами
чтения/записи на сменные носители FDD и CD-R(RW), НЖМД емкостью не менее 80
гигабайт, оперативной памятью не менее 256 мегабайт, видеокартой с объёмом
памяти не менее 64 мегабайт, монитором соответствующим требованиям ТСО97 или
старше, клавиатурой, манипулятором типа «мышь», модемом, звуковой картой в
комплекте с колонками и микрофоном.
·
Сетевой принтером для учащихся
(любого типа);
·
Принтер для преподавателя (цветной
струйный)
·
Инсталляционные пакеты следующих
программ: MS Windows 98, MS Windows XP, MS Oficce 97, MS Oficce 2003, Kasperski
Antivirus или Dr.Web, Turbo Pascal, Delphi 3, Delphi 5, The Bat, Aingun Outpost,
Adobe Acrobat Reader, ACDSee, FAR, Total Comander или Windows Comander, Frigate,
Norton Conander, Volcov Comander, DOS 6.0, RAR, 7Zip, Zip, Solo, BabyTyte, Opera
6.0, Mozilla Firefox, ReGet.
·
Наличие доступа в Интернет.
·
11 комплектов учебных пособий:
Практическая информатика под редакцией Симонович С. В., Практические занятия
Excel под редакцией Николаева Е. А., Практические занятия Word под редакцией Е.
А. Николаева.
·
Кабинет оборудованный согласно
правилам пожарной безопасности.
Учебно-тематический план
Учебная программа первого
года обучения разбита на следующие этапы:
·
Общее ознакомление;
·
Базовые сведения о предмете;
·
Основы работы с MS Windows;
·
Настройка MS Windows;
·
Проводник и файловые менеджеры;
·
Ознакомление и обучение работе со
стандартными программами MS Windows;
·
Обучение работе с пакетом MS
Office;
·
Требования безопасности работы на
ЭВМ (антивирусы и «фаерволы»)
Название этапа
|
Общее количество
часов на этап
|
Теория
|
Практика
|
Общее ознакомление
|
8
|
6
|
2
|
Базовые сведения о
предмете
|
8
|
4
|
4
|
Основы работы с MS
Windows
|
36
|
24
|
12
|
Настройка MS Windows
|
20
|
10
|
10
|
Проводник и файловые
менеджеры
|
10
|
4
|
6
|
Ознакомление и
обучение работе со стандартными программами MS Windows
|
66
|
30
|
36
|
Обучение работе с
пакетом MS Office
|
52
|
12
|
40
|
Требования
безопасности работы на ЭВМ
|
16
|
6
|
10
|
Учебная программа второго
года обучения разбита на следующие этапы:
·
Общее ознакомление;
·
Базовые сведения о предмете;
·
Основы работы с
Borland
Pascal;
·
Составление простейших алгоритмов;
·
Написание простейших программ;
·
Изучение масивов, циклов;
·
Изучение работы с файлами;
·
Изучение работы с графикой и звуком
Название этапа
|
Общее количество
часов на этап
|
Теория
|
Практика
|
Общее ознакомление
|
8
|
6
|
2
|
Базовые сведения о
предмете
|
8
|
4
|
4
|
Основы работы с
Borland
Pascal
|
36
|
24
|
12
|
Составление
простейших алгоритмов
|
20
|
10
|
10
|
Написание простейших
программ
|
10
|
4
|
6
|
Изучение масивов,
циклов
|
66
|
30
|
36
|
Изучение работы с
файлами
|
52
|
12
|
40
|
Изучение работы с
графикой и звуком
|
16
|
6
|
10
|
Учебная программа
третьего года обучения разбита на следующие этапы:
·
Общее ознакомление;
·
Базовые сведения о предмете;
·
Основы работы с
Borland
Delphi;
·
Составление простейших алгоритмов;
·
Написание простейших программ;
·
Изучение масивов, циклов;
·
Изучение работы с файлами;
·
Изучение работы с графикой и звуком
Название этапа
|
Общее количество
часов на этап
|
Теория
|
Практика
|
Общее ознакомление
|
8
|
6
|
2
|
Базовые сведения о
предмете
|
8
|
4
|
4
|
Основы работы с
Borland
Delphi
|
36
|
24
|
12
|
Составление
простейших алгоритмов
|
20
|
10
|
10
|
Написание простейших
программ
|
10
|
4
|
6
|
Изучение масивов,
циклов
|
66
|
30
|
36
|
Изучение работы с
файлами
|
52
|
12
|
40
|
Изучение работы с
графикой и звуком
|
16
|
6
|
10
|
Содержание программы
Содержания программ по годам обучения см. в приложениях 1-3.
Прогноз результативности
После завершения курса
первого года обучения воспитанники должны знать:
·
Принципы работы ЭВМ;
·
Основные понятия и составные части
ЭВМ;
·
Владеть основными компьютерными
терминами и понятиями;
·
Методы настройки Windows;
·
Методы навигации;
·
Основные тенденции развития ЭВМ и
её историю;
·
Принципы защиты ЭВМ от компьютерных
вирусов;
·
Принципы WWW.
После завершения курса
первого года обучения воспитанники должны уметь:
·
Самостоятельно включать и выключать
ЭВМ;
·
Использовать программы навигации
(«проводник» и основные файловые менеджеры);
·
Производить запись информации на
сменные носители.
·
Использовать базовые программы MS
Windows;
·
Использовать пакет MS Office;
·
Производить поиск информации и её
сортировку;
·
Использовать основные антивирусные
пакеты.
·
Производить операции архивирования
и разархивирования информации.
·
Производить поиск информации в
Интернет.
После завершения курса
второго года обучения воспитанники должны знать:
·
Принципы работы компилятора
Borland
Pascal;
·
Основные понятия алгоритмизации;
·
Владеть основными терминами и
понятиями програмирования;
·
Операторы и функции
Borland
Pascal;
·
Принципы построения циклов;
После завершения курса
вторго года обучения воспитанники должны уметь:
·
Использовать и настраивать оболочку
Borland
Pascal
·
Самостоятельно составлять
простейшие программы на языке
Pascal;
·
Использовать трассировку программ;
·
Составлять блоксхемы алгоритмов.
После завершения курса
третьего года обучения воспитанники должны знать:
·
Принципы работы компилятора
Borland
Delphi;
·
Основные компоненты
Borland Delphi
·
Основные понятия
объектно-ориентированного програмирования;
·
Владеть основными терминами и
понятиями програмирования в визуально-графической среде;
·
Операторы и функции
Borland
Delphi;
После завершения курса
третьего года обучения воспитанники должны уметь:
·
Использовать и настраивать оболочку
Borland
Delphi
·
Использовать основные компоненты
Borland Delphi
·
Самостоятельно составлять
простейшие программы на языке
Delphi;
·
Использовать трассировку программ;
·
Составлять блок-схемы алгоритмов.
·
Составлять программы с применением
графических и звуковых компонентов
Методические условия реализации программы
Технологии и формы
обучения и воспитания
·
теоретические занятия;
·
практические занятия;
·
экскурсии;
·
свободное творчество.
·
Формы и методы отслеживания
промежуточного результата:
·
зачетные занятия;
·
контрольные работы,
·
тестирование.
Литература для педагога и
воспитанников
1.
Операционная среда Windows и её приложения./Под общ. ред. М. К. Бузы. –
Мн.: ВШ., 1997.
2.
Операционная среда Windows: Практическое пособие. – М.: ЭКОМ., 1994
3.
К. Г. Финогенов. DOS 6.; – М.: ABF., 1994.
4.
В. М. Котов, О. И. Мельников. Информатика. Методы алгоритмизации: Учебное
пособие. – Мн.: Нар. асвета, 2000.
5.
Ю. А. Быкадоров, А. Т. Кузнецов. Информатика: Учеб. пособие для 8-9-х кл.
общеобразоват. шк. с рус. языком обучения.. – Мн.: Нар. асвета, 2000.
6.
Ю. А. Быкадоров, А. Т. Кузнецов, А. И. Щербаф. Информатика и
вычислительная математика: Учеб. пособие для 10-11-х кл. общеобразоват. шк. с
рус. языком обучения. – Мн.: Нар. асвета, 1997.
7.
Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы.
Универсальный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.
8.
Microsoft Excel: Практ.задания: Пособие для учащихся общеобразоват. шк.,
гимназий, лицеев. /Е. А. Николаева, И. Б. Градобаева. – Мн.: Аверсэв, 2004.
9.
Microsoft Word: Практ.задания: Пособие для учащихся общеобразоват. шк.,
гимназий, лицеев. /Е. А. Николаева, И. Б. Градобаева. – Мн.: Аверсэв, 2004.
10. Турбо
паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие./Фаронов В. В. –М.: «Нолижд», 1997.
Первый год
обучения.
Компьютерная графика и элементы мультимедиа.
(3ч х 4недели х
8,5месяца = 102 часа)
Тема 1 "Стандартная программа
Windows – Paint" – 21 часов.
Программные средства для работы
с графикой. Графический редактор Paint. Инструменты
рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание
стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение масштаба
просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операции с цветом.
Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов.
Внедрение и связывание объектов. Технология OLE.
Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение.
Закрепление пройденного. Выполнение практических заданий.
Тема 2 "Мультимедийные
возможности Windows" – 9 часов.
Стандартные средства
мультимедиа. Понятие мультимедиа. Поддержка средств мультимедиа в
Windows. Программа "Регулятор уровня". Настройка
программы "Регулятор уровня". Программа "Фонограф". Редактирование звукозаписи.
Программа "Лазерный проигрыватель". Настройка программы "Лазерный
проигрыватель". Вставка мультимедийных объектов в документы. Закрепление
пройденного. Выполнение практических заданий.
Тема 3 "Графические
возможности MS Word" – 18 часов.
Внедрение рисунков. Операции с
внедренным рисунком. Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа.
Редактирование встроенного рисунка. Создание рисунка Paint
внутри документа Word. Автофигуры. Объект
WordArt. Рисование схем и диаграмм с помощью таблиц
Word. Рисование схем и диаграмм с помощью механизма
создания "надписей". Выполнение практических заданий.
Тема 4 "Теория графики" –
9 часов.
Цифровое изображение. Растровое
и векторное изображения. Оцифровка. Кодирование тона. Индексирование цвета.
Суммирование цифровых составляющих. Цветовые модели. Монохромные модели.
Полноцветные модели: RGB, Lab,
HSB, CMYK. Система
управления цветом. Параметры растровых изображений. Классификация компьютерной
графики. Сканеры. Цифровые фотокамеры и видеокамеры. Фреймграбберы. Хранение и
обработка цифрового изображения. Типовые форматы файлов: GIF,
JPEG, PNG-8,
PNG-24. Визуализация цифровых изображений: мониторы,
видеопроекторы, проекционные панели, принтеры, плоттеры.
Тема 5 "Программы просмотра и
простого редактирования фотографий ACDSee, IrfanView и
XnView" – 15 часов.
Открытие файла в обозревателе.
Создание слайд-шоу. Поместить на рабочий стол. Снимок экрана. Устранение эффекта
красных глаз. Изменение цвета. Яркость-контрастность. Трансформации. Обрезка.
Изменение формата. Пакетное переименование. Применение фильтров. Извлечение
кадров из фильмов. Настройки.
Тема 6 "Создание презентаций
программой PowerPoint" – 30 часов.
Создание презентации. Создание
презентаций с помощью мастера. Просмотр. Редактирование текста. Режим просмотра.
Получение справок. Работа с презентацией Создание презентаций с помощью шаблона
оформления. Ввод текста в слайд. Печать презентации. Работа со структурой
презентации. Ввод и изменение текста слайдов. Применение и модификация шаблонов
оформления. Просмотр и изменение цветов в презентации. Рисование и изменение
фигур. Вставка информации в PowerPoint. Настройка и
демонстрация презентации. Создание мультимедийных презентаций. Выполнение
практических заданий.
13.09.2006г
Усиков А.Я.
Учебно-тематическая программа 2007-2008 уч.год.
(каждый пункт
соответствует 3-м учебным часам).
«Информатика, Windows
и Ms Office».
1.
Подбор группы. Техника безопасности.
2.
Организационное занятие.
3.
Основы работы в Windows.
4.
Главное меню. Запуск программ. Открытие документа.
5.
Создание ярлыка. Создание папки. Размещение окон.
6.
Работа с окнами: сворачивание, разворачивание, закрытие, переключение
между окнами, размещение окон с помощью панели задач.
7.
Упорядочивание значков. Завершение работы системы
Windows. Клавиатурный тренажер.
8.
Справочная система Windows. Вызов, поиск
информации. Контекстная справка. Всплывающие подсказки. Заметки к статьям
справочной системы.
9.
Файловая структура Windows. Навигация.
Проводник.
10.
Система окон «Мой компьютер».
11.
Просмотр файловой структуры в Проводнике и «Мой компьютер».
12.
Способы копирования файлов, перемещения. Буфер обмена.
13.
Удаление файлов. Корзина. Скрытые файлы. Выбор группы файлов.
14.
Поиск файлов. Переименование файлов. Копирование гибких дисков.
15.
Настройки операционной системы. Работа с диалоговыми окнами.
16.
Панель управления. Настройки кнопок мыши и скорости перемещения
указателя.
17.
Настройка режима работы клавиатуры. Настройка раскладки клавиатуры.
Настройки даты и времени, региональных стандартов. Настройки корзины.
18.
Настройки звуковых эффектов. Просмотр и установка шрифтов.
19.
Настройка фона рабочего стола. Выбор и настройка экранной заставки.
Настройки схемы оформления Рабочего стола.
20.
Выбор разрешения экрана и цветового разрешения. Настойка частоты
обновления экрана. Настройка Главного меню.
21.
Изменение размеров и положения Панели задач. Использование и настройка
меню «Документы».
22.
Регистрация нового типа файлов. Смена значка, соответствующего типу
файла. Настройка команды «Отправить».
23.
Выбор темы рабочего стола. Установка оборудования вручную и
автоматически.
24.
Принтер. Настройки. Назначение очереди на печать.
25.
Стандартные программы Windows. Техника
безопасности.
26.
Создание текстового документа в программе Блокнот. Сохранение документа.
Ведение дневника с помощью программы Блокнот.
27.
Выбор фрагментов текста в документах. Копирование, вырезка, вставка.
Просмотр буфера обмена.
28.
Форматирование документа в текстовом редакторе WordPad.
29.
Основы работы с графическим редактором Paint.
30.
Преобразование изображения. Работа с фрагментами рисунка.
31.
Работа с цветом. Выполнение практических работ в Paint.
32.
Простейшие вычисления в программе Калькулятор.
33.
Сложные вычисления в программе Калькулятор.
34.
Стандартные программы мультимедиа. Регулятор громкости. Фонограф.
35.
Программа Универсальный проигрыватель. Мультимедийные объекты в
документах.
36.
Текстовый процессор Microsoft Word. Основные
понятия. Установка Microsoft Word.
37.
Внешний вид и органы управления. Окна, подокна. Строка состояния. Новый
документ. Набор и сохранение текста. Открытие текстового документа.
38.
Панели инструментов Microsoft Word, настройка,
отображение, размещение. Редактирование документа в Microsoft
Word. Выделение текста с помощью мыши и клавиатуры.
39.
Изменение масштаба отображения документа на экране. Отмена действий.
Выполнение упражнений.
40.
Автозамена. Перенос слов. Упражнения. Копирование и перемещение
фрагментов текста с помощью мыши, буфера обмена, клавиатуры. Выделение
вертикального блока.
41.
Средства проверки и редактирования правописания. Упражнения.
Использование средств поиска и замены. Упражнения.
42.
Параметры страницы. Упражнения. Предварительный просмотр документа перед
печатью. Печать документа.
43.
Установка отступа первой строки. Работа с линейкой. Практическая работа в
Microsoft Word.
44.
Символы, отсутствующие на клавиатуре. Автоматизация набора. Отмена
сделанных изменений и возврат.
45.
Сохранение и открытие файлов. Форматы документов. Резервные копии.
Операции над выделенным фрагментом: правка.
46.
Панель буера обмена. Упражнения. Замена регистра. Упражнения.
47.
Операции над выделенным фрагментом: оформление.
48.
Шрифтовое оформление. Оформление абзаца. Копирование оформления.
Упражнения.
49.
Координатная линейка. Автоматическое форматирование. Упражнения.
50.
Списки нумерованные и маркированные.
51.
Буквица. Упражнения. Исправление поврежденного текста. Статистика.
52.
Таблицы. Создание таблицы. Упражнения.
53.
Заполнение ячеек таблицы. Перемещение по таблице. Оформление таблиц.
Упражнения.
54.
Автоформат таблицы. Автоподбор в таблице. Свойства таблицы. Выделение
частей таблиц.
55.
Сортировка и ориентация содержимого таблицы.
56.
Преобразование текста в таблицу. Форматирование и оформление таблиц.
57.
Практическая работа с использованием таблиц.
58.
Стили символьные и стили абзацные.
59.
Изменение существующего и создание нового стиля. Библиотека стилей.
60.
Применение колонтитулов. Номера страниц.
61.
Инструменты рисования в Microsoft Word.
62.
Создание и редактирование рисунка. Текстовые надписи и выноски.
63.
Выбор и изменение цвета и стиля линий.
64.
Распределение графических элементов по уровням и группам.
65.
Поворот и изменение формы графических элементов.
66.
Практическая работа 1 с использование инструментов рисования.
67.
Использование готовых рисунков из файлов и коллекции
Microsoft Word.
68.
Оформление текста с помощью WordArt.
Упражнения.
69.
Построение математических формул. Упражнения.
70.
Создание диаграмм. Упражнения.
71.
Настройка панели инструментов. Команды. Параметры.
72.
Подведение итогов учебного года. Экскурсии.
Руководитель кружка Усиков
А. Я.
Учебно-тематическая программа 2007-2008 уч.год.
(каждый пункт
соответствует 3-м учебным часам)
ПРОГРАММИРОВАНИЕ и ГРАФИКА
1.
Подбор группы. Техника безопасности.
2.
Организационное занятие.
3.
Введение в программирование. Алгоритмы.
4.
Инструменты программирования.
5.
Программные библиотеки. Машинный код.
6.
Шестнадцатеричный код. Языки программирования.
7.
Языки компилируемые и интерпретируемые.
8.
Константы. Переменные. данные. Оператор.
9.
Оператор присваивания. Арифметические операции. Техника безопасности.
10.
Строковые переменные. Операции со строками.
11.
вывод результатов на экран или другое устройство.
12.
Ввод данных. Логические выражения и операции.
13.
Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else.
14.
Оператор альтернативы. Практическая работа.
15.
Понятие о цикле. Простейший оператор цикла.
16.
Общий оператор цикла. Практическая работа.
17.
Массивы. Использование циклов в массивах.
18.
Правило вложенных операторов. Схемы.
19.
Представление программ в виде схем. Техника безопасности.
20.
Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы.
21.
Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании.
22.
Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций.
23.
Загрузка и запуск программы. Редактирование программы. Понятие об отладке
программы и тестировании.
24.
Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме.
Выполнение алгоритма.
25.
Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи
на составные части. Библиотека алгоритмов.
26.
Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых
алгоритмов. Техника безопасности.
27.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
28.
Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка.
29.
Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные
головоломки.
30.
Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами.
31.
Решение задач по программировании. Зачетное занятие.
21.
Элементы окна Adobe Photoshop CS. Отображение
палитр. Способы открытия файлов с изображением. Изменение масштаба просмотра
изображения.
22.
Изменение размеров изображения и его разрешение. Форматы сохранения
изображений. Вывод изображений на печать. Предварительный просмотр.
23.
Цветовые модели, используемые в PHOTOSHOP.
Работа с цветовыми моделями. Подготовка изображения к печати.
24.
Работа с индексированными цветами.
25.
Изменение цветового разрешения с помощью индексированных цветов.
26.
Преобразование изображений в различные цветовые модели. Изменение
размеров изображения.
27.
Выполнение кадрирования изображений. Обрезка и выравнивание изображений.
Выбор цвета.
28.
Изменение пространственного расположения изображений.
29.
Коррекция изображений. Увеличение резкости и контраста изображений.
30.
Использование гистограмм для коррекции изображений.
31.
Коррекция тонового диапазона изображений. Копия изображения. Увеличение
яркости.
32.
Коррекция цвета в изображении. Коррекция тонового диапазона изображений
и цвета в изображении..
33.
Выделение областей. Рисование при помощи выделений. Изменение размера
выделенной области. Практическая работа: «Создание изображений с помощью
инструментов выделения».
34.
Практическая работа: «Создания изображения флага республики Беларусь».
35.
Установка начала отсчета линеек. Прозрачные участки изображения. Отмена
нескольких действий. Изменение положения выделения. Практическая работа:
«Создания изображения светофора. Создания изображения человеческого лица».
36.
Размытие края выделенной области. Практическая работа: «Вставка
изображений облаков, созданных при помощи выделения с размытием».
37.
Дополнительные возможности инструментов выделения. Практическая работа:
«Создание флагов Германии, Норвегии, Литвы».
38.
Изменение цвета изображения, используя выделение волшебной палочки и
заливку в режиме наложения. Изменение цвета и фона изображения.
39.
Практическая работа: «Из двух изображений создать одно, используя для
выделения магнитное лассо». Практическая работа: «Из двух изображений создать
одно, используя для выделения быструю маску».
40.
Практическая работа: «Посадить бабочку на цветок». Практическая работа:
«Нарядить елку».
41.
Работа со слоями. Основные действия. Переименование слоя. Выполнение
действий. Фоновый слой.
42.
Построение композиций. Практическая работа: «Оформить карту Беларуси,
используя стили слоя».
43.
Инструменты рисования и заливки. Практическая работа: «Создать
изображение солнышка с использованием градиентных заливок».
44.
Практическая работа: «Создать изображение глобуса». «Раскрасить кота».
«Создать изображение спасательного круга».
45.
Практическая работа: «Раскрасить изображение машины с водителем».
«Создать пейзаж». «Создать космический пейзаж».
46.
Практическая работа: «Построить изображение вазы с цветами». «Заменить
цвета в изображении». «Выполнить замену цветов». «Превратить лето в осень».
47.
Работа с текстом. Создать текст с тенью».
48.
Применение текстовых эффектов. Применение различных стилей к тексту.
49.
Создание художественного текста с обводкой. Практическая работа:
«Подготовить объявление о потерянном щенке».
50.
Создание маски из текста. Применение эффектов к тексту. Увеличение
размеров холста.
51.
Практическая работа: «Подготовить изображение с текстом, внутри которого
находится фотография».
52.
Практическая работа: «Подготовить плакат из исходных изображений».
53.
Трансформации. Выравнивание здания на фотографии.
54.
Практическая работа: «Создание отражения на поверхности». «Создание
отражения в зеркалах».
55.
Практическая работа: «Построение композиций из исходных изображений».
«Построить отражение в воде и поместить в рамку».
56.
Фильтры. Применение фильтров к изображениям. «Создать неоновую вывеску
для дискотеки».
57.
Практическая работа: «Создать вывеску для мороженного». «Создать афишу
для циркового представления».
58.
Практическая работа: «Создать изображение развивающегося на ветру флага».
«Создать эффект зажженной лампы».
59.
Практическая работа: «Расставить предметы в витрине магазина». «Создать
выпуклые буквы».
60.
Каналы и маски. Практическая работа: «создать изображение замерзшей реки
с использованием маски».
61.
Практическая работа: «Поместить новых посетителей на выставку цветов».
62.
Практикум по Photoshop. Создание неоновой
вычески. Создание плаката для автогонок.
63.
Практикум по Photoshop. Откорректировать
фотографию. Сделать фотографию более выразительной. Убрать «красные глаза» на
фотографии.
64.
Практикум по Photoshop. Раскрасить черно-белую
фотографию, используя режимы наложения пикселей.
65.
Практикум по Photoshop. Изменить цвета на
фотографии. Превратить фотографию в акварель.
66.
Действия и макрокоманды. Практическая работа: «Раскрасить домик».
67.
Практическая работа: «При помощи макрокоманд «состарить» фотографию».
68.
Практическая работа: «При помощи макрокоманд создать эффект дождя». При
помощи макрокоманд создать эффект сильного дождя».
69.
Практическая работа: «При помощи макрокоманд создать различные эффекты».
«При помощи макрокоманд поместить фотографию в рамку».
70.
Практическая работа: «При помощи макрокоманд добавить к фотографии тень».
«При помощи макрокоманд добавить к фотографиям различные рамки».
71.
Самостоятельные работы по коррекции фотографий.
72.
Самостоятельные работы по созданию коллажей.
Руководитель кружка Усиков
А. Я.
|